Поведенческие факторы

Поведенческие факторы
Выражение "поведенческие факторы" на последних SEO-конференциях стало настолько модным, что на минской даже побороло "SEO умрёт" (естественно - сразу же после кончины сапы). В то же время многие понимают под ПФ (поведенческие факторы) разные вещи,  а ещё "более многие" - просто не понимают. Потому, думаю, весьма уместным будет открыть серию статеек по данной проблеме - расскажу, а заодно, может, разберусь и сам.

Поведенческие факторы и реклама

В середине "нулевых" годов поведенческие факторы в рекламе заняли своё "законное" место. В рунете первым оных начал использовать тогда ещё крайне прогрессивный Бегун.
В самом простом приближении "поведенческая составляющая" была в том, что для показа объявлений на страницах, где мало контента (поэтому нельзя сориентироваться "что показывать" по тематике страницы), а также просто разнообразных сервисах (почта и т.п.) стали использовать данные из хистори броузера пользователя. Это позволило грубо, с некоторым "лагом" (что раньше искал пользователь), но всё же угадать его предпочтения, в результате чего эффективность рекламы резко выросла. Позже набор факторов расширился, стали учитывать ещё и реакцию на показываемые объявления, выделять "тематику предпочтения пользователя" помноженную на тематику посещаемых сайтов. А нонче уже научились определять и возрастные-половые предпочтения характеристики пользователя, поняли, что показывать сплошную виагру - лишь нервировать и что для выбора некоторых дорогих вещей нужно время. В общем поведенческие факторы в отношении рекламы - цветут и пахнут, развиваются и прогрессируют. Но мы здесь - не об этом.

Поведенческие факторы и поисковики

Для оценки эффективности интерфейсов поисковых систем, их разнообразных сервисов, новых фич, изменений алгоритмов, да и просто качества выдачи - без поведенческих факторов никак. Например, если пользователи упорно не кликают первое место в выдаче - это прямой сигнал, что на первом месте отдаётся "не то, что нужно". Так как по статистике (да и просто логике) - первому месту отдаётся максимальный процент кликов. Или такой вариант - кликнув первое место пользователь через десять секунд возвращается и кликает следующий результат. Если так будут делать многие - значит, скорей всего, им не нравится предложенный поисковиком вариант и он также не заслуживает первого места. И так далее и тому подобное. Короче, поисковикам никак без ПФ, это самый "правильный" вариант оценки качества работы ПС - когда пользователи "голосуют кликами".
Конечно же, в данном случае может быть "виноват" уже не только поисковик, но и сайт, например, действительно имеющий 100%-релевантную запросу информацию, однако ужасный сниппет - не будет стимулировать кликать первое место. Чем "обманет" и поисковик, правильно поставивший его (сайт) на первое место, в то время как пользователи будут "ломаться" и упорно не кликать "заслуженный" результат, что в рамках своего влияния (поведенческих факторов) заставит корректировать алгоритм "в неправильную сторону". Вот, в частности, одна из причин - почему так настойчиво и Яндекс и Google агитируют вебмастеров (да и оптимизаторов ;) ) за улучшение своих (клиентских) сниппетов. Но мы тут, всё же, не совсем об этом (но уже, как стало понятно - всё частично "и об этом").

Поведенческие факторы и сайты

Прекрасной возможностью оценить качество сайта является информация о поведении пользователя на данном сайте, т.е. проще говоря - учёт статистики различных поведенческих характеристик. Например, любой может самостоятельно их оценить, глянув ту же статистику отказов, время проведённое на сайте, количество просмотренных страниц, глубину и т.д. Все такие данные есть в известных всем Google Analytics или Яндекс.Метрика. Совершенно логично (и правильно), что поисковики также могут (и должны) их использовать. Например, если у сайта небольшое количество отказов, время на сайте десятки минут, а глубина десятки страниц, да ещё и посещаемость в тысячах - наверняка не просто так пользователи так долго и активно живут на сайте, значит его (сайта) можно и повысить в выдаче (при прочих равных) и/или как минимум учесть в "качественной" характеристике, впоследствии повлияющей на ранжирование.
Конечно, можно оспорить данный подход, т.к. сайт с плохой навигацией, кривым дизайном, ошибками в вёрстке или просто, если он ужасно тормозной - таким образом всё это запросто испортит "поведенческую карму". Что ж, в данном случае будет уместным "Работайте и развивайте свой сайт и быть может..."
Кроме того, конечно, кто-то может усомниться про способы получения данной статистики и требуемые вычислительные мощности. Однако реальность такова: поведенческие факторы - точно используются. В отношении Яндекса это совершенно определённо было сказано на seocon 2010. Просто вспомните про Яндекс.Метрика, а если она не стоит на сайте, то Яндекс.Бар, который уже точно можно считать дефакто присутствующим в броузере "среднего русскоязычного пользователя интернета". Аналогичная ситуация для буржуйнета и Google Analytics, Google Bar, а также Alexa Toolbar сотоварищи. Потому дисскуссию "не может быть" я опускаю, примем как данность, что уже несколько лет (по заявлению Александра Садовского) Яндекс использует поведенческие факторы. Как минимум (по моим данным) это верно с 2009-го года и 100% с приходом Снежинска.

Поведенческие факторы и накрутки

Приняв как данность поведенческие факторы из предыдущего абзаца - кто-то сразу вспомнит-придумает их "накручивать". Не буду скатываться в диспут, что "возможность накрутить" будет являться причиной не использоваться ПФ - напомню, что уже было время, когда процветали "кликосервисы", где школьники-студенты активно кликали рекламу на сайтах по "нужным адресам". Со всем таким можно бороться, особенно с теперешними технологиями. Кстати, именно об этом также прямо и определённо было сказано А.Садовским при вопросе о возможности (точней - не возможности) влияния на сайте некачественным трафиком (а значит и условным "ухудшением" ПФ сайта). Таки Матрикснет не зря изеряется сотнями мегабайт.
п.с. По данному пункту - отдельные проворные товарищи в крайне сжатые сроки уже забомбили один такой "поведенческий сервис". Честно говоря - его участь "мне не видится". Кроме того, некоторые подобные сервисы давно существуют, ещё "с тех" времён.

Документация по поведенческим факторам

Если вам помогла или просто понравилась статья - плюсаните/поделитесь, пожалуйста.

Комментарии

А как быть со ссылочным? Слышал, что со временем Я будет уменьшать роль ссылочного и все более учитывать поведенческие факторы... А если сайт за сотню и по нему вовсе никто не будет кликать - как без ссылочного подняться в кликабельную зону?

"Развивайте свой сайт и быть может со временем..."

По сути, для того и были разработаны бесплатные аналитические системы, такие как Google Analytics и Яндекс.Метрика. И плох тот пользователь, который оценивает сайты в первую очередь по качеству дизайна и навигации, а не по качеству информации на страницах. Не хотелось бы, чтобы поисковые системы как-то руководствовались при ранжировании мнением таких пользователей.
Функциональность старых САР равна нулю по причине их невозможности работать без IFRAME. Что касается системы userator.ru, то все добавленные мною запросы сейчас в + . Некоторые прыгнули с топ30 в топ10. Посмотрим на долго ли. )

Уже только отсталая САР использует IFRAME. Применяют и проги под винду и даже встроенные в Яндекс.Бар. На Западе давно эту тему с САР прочухали, а у нас о них вспомнили только сейчас, когда петух с ПФ клюнул.

При правильном применении САР может совершенно законно поднять ПФ - если это, конечно, не автомат; а серъезные САР заботятся о реальных просмотрах и посетителях.

Настолько забавный продукт! Часами можно наблюдать за его работой! Посмотрим на результаты.

Конечно, давно не разглядывал САР, но, ИМХО, САР-ы дают характерный "стиль" пути по сайту и источникам трафика. А соответственно такие стили в истории сайта будут со временем дополнительным фактором для пессимизации. С другой стороны - если сайт просится в закладки исключительно нужный и всем полезный, то САР будет эффективна сама по себе - не как накрутка, а как реклама.

Добавить комментарий

Подписка на Комментарии к "Поведенческие факторы" Подписка на NOINDEX.by - Все комментарии